СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов
Стр.
1.
Пояснительная записка
3
1.1.
Нормативно-правовые акты
3
1.2
Направленность, цели и задачи образовательной программы
4
1.3.
Формы и режим занятий
5
1.4.
Возраст учащихся и период обучения по программе
5
2.
Учебный план
8
2.1.
План учебного процесса
8
2.2.
Календарный учебный график
8
3.
Методическая часть образовательной программы
9
3.1.
Теоретическая часть
9
3.2.
Практическая часть
10
3.3.
Методическое обеспечение
13
3.4.
Техника безопасности обучающихся в процессе освоения программы
17
3.5.
Дистанционное обучение
18
4.
Воспитательная и профориентационная работа
23
5.
Медико-биологический контроль
25
6.
Система контроля и зачетные требования
27
7.
Перечень информационного обеспечения
28
7.1.
Список литературы для тренеров-преподавателей
28
7.2.
Список литературы для учащихся
29
7.3.
Перечень интернет-ресурсов
29
1
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Нормативно-правовые акты
Программа, разработана на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих
деятельность
образовательного
учреждения
и
реализацию
дополнительных
общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №
273-ФЗ;
- Федерального закона от 4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» № 329-ФЗ;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 №196.
При ее разработке использовалась примерная программа спортивной подготовки для
ДЮСШ, специализированных ДЮСШ олимпийского резерва (авторы В. Ф. Скотников, В.
Е. Смирнов, Я. Э. Якубенко 2009 г) по тяжелой атлетике и учитывались новейшие данные
научных исследований и передовой опыт работы детско-юношеских спортивных школ.
Учебная программа учитывает нормативно-правовые акты, регулирующие
деятельность учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной
направленности и основополагающие принципы спортивной подготовки тяжелоатлетов
(комплектности, преемственности, вариативности).
Данная программа разработана с учетом важнейших требований на соответствие
государственному и социальному заказу, который согласно нормативным документам
предполагает:
- развитие инфраструктуры индивидуальных программ углубленного и профильного
обучения;
- разработку программ по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и
подростков;
- развитие программ и технологий предпрофессиональной подготовки и
профессиональной ориентации старшеклассников.
Обновление и совершенствование содержания дополнительного образования детей
осуществляется через:
- создание разноуровневых комплексных образовательных программ, направленных
на решение комплекса задач обучения, воспитания и развития детей;
- обеспечение социального становления детей;
- воспитание здорового образа жизни;
- творческое развитие личности ребенка;
- разработку индивидуальных образовательных маршрутов детей в рамках
дополнительных общеобразовательных программ.
Программа сохраняет преемственность подходов и принципов, содержит необходимые
данные, отвечающие современным требованиям и условиям работы тренеровпреподавателей СШ.
Основная направленность образовательной программы выражается в следующем:
- содействие гармоническому физическому развитию, разносторонней физической
подготовленности и укреплению здоровья обучающихся;
2
- овладение основными двигательными действиями;
- воспитание основных двигательных качеств;
- формирование знаний в сфере физической культуры и спорта;
- воспитание волевых и морально-этических качеств, социальной активности у
учащихся.
1.2. Направленность, цели и задачи образовательной программы
Данная программа направлена на общее физическое развитие ребенка, расширение
кругозора в мире спорта, формирование жизненно важных двигательных навыков, и
взаимодействует с другими науками: физикой, биомеханикой, математикой, биологией,
физиологией.
Цели программы:
привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них
устойчивого интереса к систематическим занятиям греко-римской борьбой.
Задачи спортивно-оздоровительного этапа:
1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к
систематическим занятиям.
2. Укрепление здоровья и закаливание организма детей;
3. Устранение недостатков физического развития;
4. Овладение жизненно необходимыми двигательными навыками;
5. Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям тяжелой атлетикой;
6. Развитие и воспитание физических качеств (гибкость, быстроты, выносливости,
силовых и координационных возможностей);
7. Обучение основам технико-тактической подготовки тяжелоатлетов;
8. Воспитание морально-этических и волевых качеств;
9. Подготовка к зачислению в группы базового уровня.
Тяжёлая атлетика — олимпийский вид спорта, представленный как в мужском, так и в
женском варианте с разделением на весовые категории, в основе которого лежит
выполнение упражнений по поднятию штанги над головой. Тяжелая атлетика предъявляет
высокие требования к следующим кондициям организма спортсмена: скоростно-силовые
качества, абсолютная сила, координация, гибкость, силовая выносливость. Соревнования
по тяжёлой атлетике на сегодняшний день включают в себя два упражнения: рывок и
толчок. Тяжелоатлеты имеют три попытки в каждом упражнении. Объединенное общее
двух наиболее успешных попыток определяет общий результат в весовой категории.
Весовые категории у мужчин и женщин разные. Тяжелоатлет, у которого не получилось
успешно выполнить хотя бы один рывок и один толчок проигрывает и выбывает из
соревнования.
Соревнования по поднятию тяжестей встречаются в культуре народов с древних
времён. Наиболее ранние упоминания подобных состязаний относятся к Древнему
Египту, Древнему Китаю и Древней Греции. В современном виде этот спорт оформился в
XIX века. Первые официальные соревнования начались в 1860-е годы в США, затем в
1870-е стали проводиться в Европе. Первый международный чемпионат прошёл в 1891
году в Великобритании, а официальный чемпионат мира состоялся в 1898 году в Вене.
3
Всемирный тяжелоатлетический союз образован в 1912 году. В это же время
стандартизируются правила соревнований.
Рывок — упражнение, в котором спортсмен осуществляет подъём штанги над головой
одним слитным движением прямо с помоста на полностью выпрямленные руки,
одновременно подседая под неё, это низкий сед или разножка Попова. Затем, удерживая
штангу над головой, спортсмен поднимается, полностью выпрямляя ноги.
Толчок — упражнение, состоящее из двух раздельных движений. Во время взятия
штанги на грудь, спортсмен отрывает её от помоста и поднимает на грудь, одновременно
подседая («низкий сед» или «разножка Попова»), а потом поднимается. Затем он
полуприседает и резким движением посылает штангу вверх на прямые руки,
одновременно подседая под неё, разбрасывая ноги чуть в стороны (швунг) или впередназад («ножницы»). После фиксирования положения штанги над головой спортсмен
выпрямляет ноги, ставя стопы на одном уровне (параллельно), удерживая штангу над
головой.
Тяжёлая атлетика — это прямое соревнование, когда каждый атлет имеет три попытки
в рывке и три попытки в толчке. Самый тяжёлый вес поднятой штанги в каждом
упражнении суммируется в общем зачёте. Как правило, соревнования проводятся с
определением победителей и призёров в каждой весовой категории, исходя из веса тела
спортсменов-участников. Результаты двух упражнений суммируются, и победителем
признается атлет, который поднял наибольший вес. Если результаты двух атлетов
совпадут, то победителем соревнований станет тот, чей вес меньше.
В отличие от других силовых видов спорта, в тяжёлой атлетике важны не только
силовые показатели, но и гибкость, скорость и координация, в связи с технической
сложностью двух основных тяжелоатлетических упражнений — рывка и толчка.
1.3.Формы и режим занятий
Урочная форма - учебно-тренировочные занятия
Неурочная форма - самостоятельные занятия по индивидуальным планам, занятия
оздоровительного характера.
Соревновательная форма - соревнования, контрольные занятия, сдача нормативов и др.
Теоретические занятия
ТАБЛИЦА 1.3.1. Режим занятий, наполняемость групп и возраст обучающихся
общеразвивающая возраст
программа
9 - 18
Кол-во
учащихся
15
Кол-во часов
требования по физ. и тех.
в неделю
подготовке
6
нормативы по ОФП, экзамен по
теор. подготовке
Учебно-тренировочные занятия проводятся по учебным планам, рассчитанным на не
менее, чем 42 недели занятий непосредственно в условиях спортивных школ, и учебнотренировочных занятий в спортивно–оздоровительном лагере и (или) по индивидуальным
планам учащихся на период их активного отдыха.
1.4.Возраст учащихся и период обучения по программе
4
Возраст детей участвующих в реализации программы - 9 до 18 лет.
Срок реализации программы весь период
Ожидаемый конечный результат освоения образовательной программы:
Улучшение качества набора в группы по дополнительным предпрофессиональным
программам и программам спортивной подготовки по виду спорта тяжелая атлетика, в
том числе способных и одарённых детей. Возможность педагогического мониторинга в
течение нескольких лет, позволяющего выявить и устранить недостатки физического
развития детей. В результате к началу занятий в группах базового уровня, у учащихся
будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В
результате обеспечения занятости детей, сократятся случаи правонарушений среди них.
На спортивно-оздоровительный этап зачисляются учащиеся, желающие заниматься
спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурнооздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и
овладение основами техники выбранного вида спорта, выбор спортивной специализации,
выполнение контрольных нормативов для зачисления на этап базового уровня
подготовки.
Результатом реализации Программы является:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта тяжелая атлетика;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта
тяжелая атлетика.
Организация учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процесса
Основными формами проведения учебно-тренировочной работы в спортивных школах
являются:
- групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов
по темам, изложенным в программе;
- практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы по
расписанию;
- индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для
спортсменов;
- участие в соревнованиях;
- учебно-тренировочные занятия, проводимые на лагерных и учебно-тренировочных
сборах;
- дистанционное обучение;
- просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных
соревнований.
Определение итогов реализации программы:
- контрольные срезы
- контрольно-переводные испытания
- соревнования
- текущее и комплексное медицинское обследование функций организма,
весоростовых показателей
5
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. План учебного процесса
№
Разделы
п/п
подготовки
1
Теоретическая подготовка
2
Практическая подготовка (СФП, ОФП, ТТП)
3
Самостоятельная работа
4
Аттестация
Всего часов
Спортивнооздоровительный этап
18
224
18
4
264
2.2. Календарный учебный график (Приложение 1)
6
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Теоретическая часть
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный материал
распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует
учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В
зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно
вносить коррективы.
В плане теоретических занятий следует отражать и такие темы, как врачебный
контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные
мероприятия при занятиях тяжелой атлетикой и др.
Физическая культура и спорт в России
Физическая культура и спорт - составная часть культуры, одно из средств воспитания и
укрепления здоровья, всестороннего развития граждан. Значение физической культуры
для трудовой деятельности людей и защиты Российского государства.
Органы государственного управления физической культурой и спортом в России. НОК
и спортивные федерации.
Коллективы физкультурников, спортивные секции, детско-юношеские спортивные
школы, школы-интернаты спортивного профиля, училища олимпийского резерва, школы
высшего спортивного мастерства.
Общественно-политическое и государственное значение спорта в России. Массовый
характер российского спорта.
Достижения российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.
Значение выступлений российских спортсменов на международных соревнованиях в деле
укрепления мира между народами.
Единая российская спортивная классификация, ее значение в развитии спорта в России
и в повышении мастерства российских спортсменов. Разрядные нормы и требования
спортивной классификации по тяжелой атлетике.
Краткий обзор развития тяжелой атлетики в России и за рубежом
Характеристика тяжелоатлетического спорта, его место и значение в отечественной
системе физического воспитания. Возникновение и развитие тяжелой атлетики как вида
спорта.
Тяжелая атлетика и силовые упражнения в дореволюционной России. Первый
любительский кружок тяжелой атлетики В.Ф. Краевского (1885 год). Первые чемпионаты
России по подъему тяжестей. Сильнейшие атлеты дореволюционной России, их
достижения,
участие
в
национальных
и
международных
соревнованиях.
Профессиональный тяжелоатлетический спорт и его роль в развитии тяжелой атлетики.
Первые чемпионаты мира и Европы по поднятию тяжестей, участие в них сильнейших
атлетов дореволюционной России, их успехи у достижения.
Тяжелая атлетика в СССР. Весовые категории и программа соревнований. Возрастные
группы в тяжелой атлетике.
Международная и национальная федерация тяжелой атлетики.
Отечественные тяжелоатлеты - участники Олимпийских игр, чемпионатов мира и
7
Европы, международных соревнований.
Выдающиеся тяжелоатлеты, их победы и достижения.
Влияние советской и российской школы на становление и развитие тяжелой атлетики в
мире.
Задачи дальнейшего развития тяжелой атлетики в России.
Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки
Мышечная деятельность - необходимое условие физического развития, нормального
функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности.
Спортивная тренировка как процесс формирования двигательных навыков и
расширения функциональных возможностей организма. Понятие о физиологических
основах физических качеств, необходимых тяжелоатлету. Понятие о силовой и скоростносиловой работе. Методы воспитания силовых способностей. Особенности
функциональной деятельности центральной нервной системы, органов кровообращения,
дыхания при занятиях тяжелой атлетикой. Продолжительность восстановления
физиологических функций организма после различных по величине тренировочных
нагрузок и участия в соревнованиях. Повторяемость различных по величине нагрузок и
интервалы отдыха. Явление задержки дыхания и натуживания. Энерготраты тяжелоатлета. Понятие о снижении работоспособности, утомлении и восстановлении.
Увеличение работоспособности выше исходного уровня (суперкомпенсация). Методы и
средства ликвидации утомления и ускорения процессов восстановления: активный отдых,
водные процедуры, массаж, питание, витамины, фармакологические средства и др.
Характеристика предстартового состояния тяжелоатлета в период подготовки и во время
соревнований.
3.2. Практическая подготовка
На начальном этапе обучения (первые три месяца) предусмотрено выполнение 23
упражнений, на последующих циклах - по 37. Небольшое количество упражнений должно
способствовать более прочному освоению основ рациональной техники рывка и толчка и
формировать более серьезное отношение к разносторонней подготовке. Сначала основное
внимание уделяется усвоению упражнений по частям, далее - целостному выполнению
рывка и толчка.
После окончания отбора и комплектования групп (в сентябре) приступают к освоению
первых 23 упражнений. В первую неделю проходят все рывковые упражнения, во вторую
- толчок от груди и швунг толчковый (штанга берется со стоек), в третью - объем
упражнений расширяется с привлечением подъема штанги на грудь в полуприсед и в
разножку, а также за счет тяг толчковых; в четвертую - в процесс обучения включаются 23
упражнения. В ноябре и декабре происходит дальнейшее закрепление техники
первоначального комплекса упражнений.
В ходе освоения техники рывка и толчка следует строго придерживаться рациональных
поз в граничные моменты фаз. В конце 12-недельного цикла проводятся первые
контрольные соревнования для оценки степени освоения техники рывка и толчка.
На спортивно-оздоровительном этапе важное значение имеет имитация техники
упражнений как во время разминки, так и в основной части урока. Имитация упражнений
осуществляется с деревянной или металлической палкой, а также с меньшими
8
отягощениями до основного тренировочного веса. Имитация совершается до 10-15 раз
подряд.
Оптимальным считается вес, который можно уверенно поднять 5-6 раз подряд. В
каждом упражнении планируется до 6 подходов на постоянный вес, 3-4 подъема за
подход. Существуют и другие ориентиры. В рывковых упражнениях отягощение
составляет 40-50% от собственного веса, в толчковых - на 10-15 кг больше, чем в
рывковых (в упражнении 4-6 подходов, 4-5 подъемов за подход). В тягах отягощение
составляет 100% от соответствующего упражнения или на 10-15 кг больше. Количество
повторений и подходов - как в рывковых и толчковых упражнениях. В приседаниях со
штангой па плечах (груди) вес отягощения составляет 100% от толчка или на 10-20 кг
больше, 4-6 подходов, 4-8 повторений за подход. В жимовых упражнениях
ориентировочно 100% от результата в рывке либо на 5-10 кг больше; 4-6 подходов по 4-10
повторений за подход. В дополнительных упражнениях (в данном случае наклоны с
отягощением на «козле») 4-6 подходов по 4-6 повторений.
Содержание основной части тренировок в первом календарном году
На данном этапе запланировано 38 упражнений. В первые пять месяцев (январь - май)
количество (23) и состав упражнений остаются без изменений. В июне - июле число
упражнений снижается (до 11-9) с целью более широкого привлечения упражнений ОФП.
В последующие месяцы количество упражнений вновь увеличивается, но не до прежнего
количества. Появляются новые упражнения. Но это не означает, что ранее выполняемые
упражнения не следует применять в подготовке.
В первом календарном году сохраняется принцип однонаправленности тренировок и
общее количество упражнений (до 6) в уроке.
В конце марта (во время весенних каникул) планируют квалификационные
соревнования. Затем через полтора месяца (в середине мая) или в начале летних каникул
необходимо провести итоговые соревнования. Следующие квалификационные
соревнования целесообразно проводить в начале ноября.
Содержание основной части тренировок в первом календарном году
Общее количество упражнений за год остается практически прежним - 37, однако
распределение состава средств по месячным циклам более разнообразно, с чередованием
акцента (в ряде подводящих рывковых и толчковых упражнений) на исходных
положениях гриф выше или ниже коленных суставов (КС).
Здесь и во всех последующих программах тренировки принцип однонаправленности
сохраняется. Система соревнований остается прежней.
Содержание программы для спортсменов последующих годов обучения
В годичном цикле сохраняются прежнее количество упражнений и принципы
распределения состава средств по месячным циклам, но меняется система соревнований.
Сроки итоговых соревнований прежние - май, декабрь.
Тренировочные программы представляют в формализованном виде, где на каждое
упражнение, тренировку и недельный цикл в течение всего года рассчитывают нагрузку
по объему и интенсивности. Объем нагрузки из расчета 7000 ПШ за год распределяют по
недельным циклам исходя из календаря соревнований - в зависимости от дня выступления
в соответствующей весовой категории каждый атлет должен быть подведен ко дню
выхода на помост.
9
За предыдущие 2 года спортсмены должны были хорошо освоить классический рывок
и толчок, в основном пофазно. На данном этапе внимание акцентируется на закреплении
целостного выполнения этих соревновательных упражнений. Включение подъема штанги
в классическом рывке и толчке для выполнения упражнения из различных исходных
положений планируется индивидуально и по мере необходимости.
Программа общеподготовительных упражнений
Общеподготовительные упражнения играют в учебно-тренировочном процессе важную
роль. В период полового созревания спортсменов (13-16 лет) общеподготовительные
упражнения служат незаменимым средством, способствующим более активному развитию
всех функциональных систем организма и физических качеств: скоростно-силовых,
гибкости, ловкости и выносливости. И, что не менее важно, одновременно готовят
сухожильно-связочный аппарат к максимальным нагрузкам в более зрелом возрасте.
Известно, что сухожильно-связочный аппарат совершенствуется гораздо медленнее,
нежели сила. Это одна из важных причин, согласно которой нежелательно форсированное
развитие силы.
ОФП складывается из общеподготовительных упражнений, включаемых в разминку, в
основную и заключительную части урока, особенно в ГНП. Однако больший ее объем
планируется в отдельных занятиях с применением различных видов спорта.
Занятия любым видом спорта должны сопровождаться технически грамотным
выполнением всех его приемов и действий.
Организация подготовки в летнее время
Летнее время - наиболее благоприятный период для организации хорошей
разносторонней подготовки, особенно с привлечением средств легкой атлетики.
Легкоатлетические упражнения обладают широким диапазоном воздействия на
развитие важнейших физических качеств. Для тяжелоатлетического же спорта
существенное значение имеют скоростно-силовые упражнения.
С этой целью на летние месяцы составляют поурочные программы ОФП с
преимущественным применением средств легкой атлетики.
Программа по ОФП на летние месяцы позволяет более концентрированно
воздействовать на разностороннее развитие организма подростка по всем направлениям.
Вместе с тем такая организация тренировочного процесса должна способствовать более
успешному решению задач СФП в годичном цикле подготовки.
Легкоатлетическая подготовка осуществляется круглый год. Ее элементы должны
присутствовать и в разминочной, и в заключительной частях каждого занятия. Освоение
легкоатлетических упражнений и видов спорта надо начинать с грамотного показа и
обучения рациональной технике.
Общеподготовительные упражнения (ОФП) в период полового созревания
способствуют функционированию на более высоком уровне всех органов и систем
организма спортсмена; развитию важнейших физических качеств: силы, быстроты,
гибкости, ловкости и выносливости; подготовке опорно-двигательного аппарата к тем
нагрузкам, которые тяжелоатлетам придется испытывать в будущем, на этапе высшего
спортивного мастерства.
Дополнительный резерв роста высшего спортивного мастерства может заключаться в
том, что в спортивных школах можно создавать подготовительные группы детей 10-11
10
лет. В содержании занятий по ОФП для них следует выделять до 80%, а 20% посвящать
главным образом разучиванию и закреплению рациональной техники подъема штанги.
При таком подходе к решению вопроса юные тяжелоатлеты смогут преодолевать
ступеньки спортивной квалификации в более молодом возрасте.
Необходимость и целесообразность организации подготовительных групп, начиная с
10-11-летнего возраста, имеет соответствующее научное обоснование. Важнейшие
физические качества - быстрота и выносливость, гибкость и ловкость, способность к
формированию сложных двигательных навыков - начинают развиваться более быстрыми
темпами именно с этого возраста, в то время как совершенствование силовых качеств
более тесно связано с началом периода полового созревания (12-13 лет).
Общая и специальная физическая подготовка
ОФП и СФП юных тяжелоатлетов и ее роль в процессе тренировки. Общая подготовка
как основа развития различных качеств, способностей, двигательных функций спортсмена
и повышения спортивной работоспособности. Требования к ОФП тяжелоатлетов.
Средства ОФП и их характеристика. ОФП как средство восстановления
работоспособности и активного отдыха спортсмена. Взаимосвязь ОФП и СФП.
Контрольные тесты для выявления уровня развития ОФП.
Психологическая подготовка
Понятие о психологической подготовке. Основные методы развития и
совершенствования морально-волевых качеств спортсменов. Преодоление трудностей в
процессе тренировки и соревнований, связанных с подъемом предельных весов.
Преодоление отрицательных эмоций перед тренировками и состязаниями.
Индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от типа нервной деятельности,
темперамента, психологических особенностей тяжелоатлета. Психологическая подготовка
перед, во время и после соревнований. Участие в соревнованиях - необходимое условие
проверки и совершенствования моральных, волевых качеств. Влияние коллектива и
тренера на психологическую подготовку спортсмена. Средства и методы воспитания
отдельных психических качеств.
3.3. Методическое обеспечение программы
Спортивная тренировка - единый педагогический процесс формирования и
совершенствования двигательных навыков, физических, моральных и волевых качеств
занимающихся. Понятие о тренировочной нагрузке: объем, интенсивность (абсолютная и
относительная), количество подъемов штанги (КПШ), упражнений, КПШ при
субмаксимальных и максимальных отягощениях в рывковых и толчковых упражнениях.
Методика их определения. Понятие о зонах интенсивности тренировочных отягощений.
Понятие о тренировочных циклах: годичных, месячных, недельных. Отдельные
тренировочные занятия. Урок как основная форма занятий. Части урока. Разновидности
уроков. Требования к урокам.
Учебный материал представлен по видам подготовки: технико-тактической,
физической, психологической, методической и соревновательной. В технико-тактической
подготовке предусматривается изучение техники тяжелоатлетических упражнений, а
также рассматриваются варианты ведения тактической борьбы на помосте в зависимости
от реально складывающейся ситуации на соревнованиях, рассматриваются наиболее
11
показательные моменты соревновательной борьбы ведущих тяжелоатлетов прошлого и
современного этапов развития тяжелоатлетического спорта посредством анализа видеоматериалов и протоколов соревнований. Физическая подготовка делится на общую и
специальную. Специальная физическая подготовка представлена средствами,
принадлежащими тяжелоатлетическому спорту, общая - средствами других видов
деятельности. Психологическая подготовка базируется на развитии волевых и нравственных качеств. Методическая подготовка содержит учебные материалы по теории и
методике тяжелой атлетики и судейской практике. Раздел рекреации представлен
материалами по восстановительным мероприятиям.
В нормативной части излагаются параметры зачетных требований по основным
разделам подготовки по годам обучения, учебный план и планы-графики расчета учебных
часов по годам обучения.
Для достижения физического и нравственного совершенства необходимо решить
следующие
задачи:
образовательные,
воспитательные
и
оздоровительные.
Образовательные задачи состоят из усвоения теоретических и методических основ
тяжелой атлетики, овладения двигательной культурой рывка и толчка штанги, основными
принципами подготовки к соревнованиям.
Решение воспитательных задач предусматривает воспитание нравственных и волевых
качеств. Оздоровительные задачи позволяют контролировать развитие форм и функций
организма, сохранять и укреплять здоровье на основе использования восстановительных и
медицинских мероприятий.
На теоретических занятиях занимающиеся тяжелой атлетикой овладевают знаниями по
истории вида спорта, способами наблюдения и другими необходимыми
профессиональными навыками, осваивают методические основы планирования, методов
обучения, анализа критериев и параметров тренировочных нагрузок.
Занятия подразделяются па учебные, учебно-тренировочные, контрольные и
модельные, рекреационные, а соревнования - на основные, отборочные и контрольные.
На учебных занятиях изучают различные элементы техники и тактической борьбы,
исправляют ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми
упражнениями. В тренировочных занятиях многократно повторяют хорошо освоенные
элементы техники тяжелоатлетических упражнений, совершенствуют их в условиях
различного объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
Учебно-тренировочные занятия представляют собой тип занятий, объединяющий
учебные и тренировочные занятия. В них осваивают новый учебный материал и
закрепляют пройденный.
Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки оценки уровня
подготовленности тяжелоатлетов по разделам подготовки технической, тактической,
физической и морально-волевой.
Модельные занятия предусматривают соответствие содержания занятий с программой
предстоящих соревнований, их регламентом и контингентом участников.
Занятия по воспитанию физических и психических качеств состоят из занятий по
тяжелой атлетике и другим видам спорта. Из тяжелой атлетики используются
тренировочные и контрольные занятия, из других видов - круговая тренировка,
тренировочные и другие типы занятий.
Рекреационные занятия характеризуются малыми объемами, низкой интенсивностью, а
12
также эмоциональной разгрузкой. Практикуются также прогулки по лесу (парку),
бальнеологические процедуры, применение массажа, душа, ванн, использование бассейна,
помещения для гигиенического сна, музыка и др.
На практических занятиях решаются вопросы обучения двигательным действиям и
воспитанию необходимых физических качеств. В данном случае важное значение имеет
разминка, включающая различные упражнения - для разных групп мышц, акробатические
элементы, бег, прыжки и имитационные упражнения техники рывка и толчка с
металлической палкой.
Культура поведения, доброжелательность старших по отношению к младшим, примеры
трудолюбия, скромности и честности играют большую роль в спортивной биографии
занимающихся тяжелой атлетикой. Равные права и единые требования к спортсменам
облегчают построение педагогического обучения и повышают его эффективность.
Ознакомление с двигательным действием должно происходить в соответствии с
принципом сознательности и активности с помощью рассказа, объяснения, демонстрации
и практического опробования (в целом или по частям), что позволяет выделить и
использовать имеющиеся в двигательном опыте тяжелоатлета готовые элементы и подсистемы координации, которые должны служить предпосылкой для построения движения.
Обучение двигательным действиям представляет собой процесс познания процесса
системы движений, входящих в состав конкретного действия, и закономерности связей
между ними. Это относится как к форме, так и к содержанию двигательных действий.
ТАБЛИЦА 3.3.1. Классификация видов обучения
№
п/п
1.
Вид обучения
Действия тренера и спортсмена
Сообщающий
1. Тренер сообщает учебную информацию
2. Спортсмен слушает, воспринимает, копирует способ действия,
выполняет учебное задание
1. Тренер предлагает программу, расчлененный учебный материал
по дозам (шагам)
2. Контроль тренера и самоконтроль тяжелоатлета. Атлет усваивает
учебную информацию последовательно, по частям
2.
Программиро
ванный
3.
Проблемный
1. Тренер ставит проблему, выделяет ее основные части
2. Тренер заинтересовывает (вскрывает противоречие),
тяжелоатлет формирует побудительные стимулы к решению
проблемы
3. Тяжелоатлет осознает, понимает проблемную ситуацию,
осуществляет поиск ответа, обеспечивает процесс разрешения
проблемы, получает результат, усваивает знания, вырабатывает
способ их приобретения
4.
Игровой
1. Присвоение ролей субъектов обучения, игровой эксперимент,
результат, обсуждение, выводы
5.
Самостоятель 1. Тяжелоатлет находит, осознает, творчески преобразовывает,
ный
усваивает, применяет, вырабатывает способы формирования
умений, использует знания, умения и навыки в практике
На этапе первоначального обучения двигательному действию ведущими методами
являются расчлененное разучивание его отдельных частей и применение систем
13
подводящих упражнений. Целостное воспроизведение движения играет ведущую роль по
мере того, как спортсмен овладевает его частями.
На этапе детализированного разучивания применяются формы словесных методов в
определенной логической последовательности: разбор, анализ, самоотчет. С целью
углубленного осмысления действия используются формы зрительной и двигательной
наглядности.
В дальнейшем происходит переход ведущей роли управления движениями к
двигательному анализатору и связанное с этим «сужение ведущей афферентации», что
затем позволяет исключить зрительный контроль над движением.
ТАБЛИЦА 3.3.2 Сроки благоприятных фаз развития двигательных качеств
(сенситивные периоды)
Возрастные Абсолютная Быстрота Скор.-сил.
Выносливость
периоды, становая сила движения качества
Статич.
Динамич. силовая Общая
Гибкосгь
годы
(смешан. (прыж. в дл. силовая (сгибат. туловища) (бег 500 (накл. вперед)
упоры)
с места (сгибат. рук)
м)
12-13
13-14
+++
14-15
++
15-16
++
16-17
++++
Примечание.
+++
++
+++
+++
++++
++
++++
++++
+++
+++
++++
++++
++ - Критические периоды низкой чувствительности.
+++ - Критические периоды средней чувствительности.
++++ - Критические периоды высокой чувствительности.
Годичный цикл подготовки
Планирование годичного цикла тренировки учащихся спортивных школ
определяется:
-задачами, поставленными в годичном цикле;
-закономерностями развития и становления спортивной формы;
-календарем спортивных соревнований.
План-схема годичного цикла подготовки разрабатывается на основе комплексного
планирования основных количественных и качественных показателей учебнотренировочного процесса, средств и методов контроля и восстановления. План-схема
представляет собой конкретно выраженную и четкую организационно-методическую
концепцию построения тренировки на определенном этапе подготовки.
Этап отбора. Периодизация учебного процесса носит условный характер, основное
внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с
использованием главным образом средств ОФП, освоению технических элементов и
формированию навыков. По окончании годичного цикла тренировки тяжелоатлеты
должны выполнить нормативные требования по физической подготовке.
Длительность этапа - один год. Главные задачи: овладение основами спортивной
техники, приобщение к регулярным тренировочным занятиям и выполнение первых
ступеней спортивной классификации. На этом этапе прививается любовь к
14
тяжелоатлетическому спорту, выявляются индивидуальные особенности новичка.
Методические
ошибки:
отсутствие
разносторонней
подготовки,
пренебрежительное отношение к техническому мастерству, форсирование
тренировочного процесса и т.п., что трудно исправить в дальнейшем.
ОФП па этом этапе должно отводиться до 40-50% всего времени.
3.4. Техника безопасности обучающихся в процессе освоения программы
Места занятий. Оборудование и инвентарь. Металлические палки, стойки, разновысокие подставки, тренажеры для развития силы мышц, гимнастические снаряды,
канат, маты, стойки для прыжков в высоту, приборы срочной информации,
специальные скамейки для вспомогательных упражнений, помосты, шкафы или
стеллажи для хранения спортивного инвентаря.
К занятиям тяжелой атлетикой допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по
технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
При проведении занятий необходимо соблюдать правила поведения, расписание
учебных занятий, установленные режимы тренировки и отдыха, правила личной
гигиены.
Занятия проводятся согласно расписанию. Все допущенные к занятиям должно
иметь специальную форму, должны использовать страхующие приспособления,
которые защитят «слабые места» от травм (суппортах, бинтах, перчатках, поясах,
манжетах и ремнях). Рекомендуется на силовых тренировках использовать
специальную обувь (штангетки).
Вход занимающихся в зал разрешается только в присутствии тренера. Занятия по
тяжелой атлетике должны проходить только под руководством тренера-преподавателя
или инструктора. В ходе тренировочного занятия необходимо внимательно слушать
преподавателя и тщательно выполнять все его указания. Запрещено приступать к
занятиям в отсутствии преподавателя и самостоятельно изменять технику упражнений
или параметры тренировочной нагрузки. К тренировкам с отягощениями необходимо
приступать после предварительной разминки, в оптимальном психофизиологическом
состоянии. При наличии каких-либо заболеваний, травм или плохом самочувствии
немедленно сообщить об этом преподавателю. Правильное проведение разминки с
соответствующей подготовкой мышечного и связочно-суставного аппаратов к работе,
чтобы улучшить мышечное кровоснабжение, увеличить эластичность связок и
суставов.
При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные
интервалы, чтобы не было столкновений. При использовании вспомогательных
средств (стойки, гимнастические скамейки, барьеры и т.д.) соблюдать меры
предосторожности.
Упражнения обязательно должны выполняться с подстраховкой - особенно
упражнения лежа и сидя.
Приступая к занятиям необходимо убедится в следующем:
а) инвентарь должен находится в исправном состоянии, замки на штанге и гантелях
должны надежно фиксировать диски и не спадать при резких движениях снаряда,
тренировочный вес на обоих концах грифа штанги или гантели должен быть
15
симметрично распределён, места хвата должны быть очищены от ржавчины и не
иметь заусенцев, втулки тяжелоатлетической штанги должны свободно вращаться в
обе стороны, стопорный ключ в тренажёрных устройствах должен быть вставлен до
конца и надёжно зафиксирован;
б) при проверке спортивных снарядов необходимо обратить особое внимание на
состояние тяг и креплений, чистоту мест захвата.
В ходе занятия необходимо выполнять следующие требования:
а) заниматься с отягощениями в специально отведённой для этого части зала;
б) перед началом выполнения упражнения убедится, что на полу рядом с вами нет
посторонних предметов;
в) не заниматься со штангой или разборными гантелями, на которые не надеты
фиксирующие замки или не симметрично распределён нагрузочный вес;
г) в ходе выполнения упражнения убедится, что рядом с вами нет других
занимающихся;
д) при выполнении упражнения другими занимающимися отойти от них на
безопасное расстояние;
е) не выполнять сложных, с большим тренировочным весом упражнений без
подстраховки партнёра;
ж) во избежание срыва захвата, перед выполнением упражнений требующих
прочного захвата, необходимо насухо вытереть ладони или натереть их специальным
составом (мел или магнезия) или использовать кистевые ремни;
з) после выполнения упражнения снаряд не бросать, а аккуратно поставить на пол.
3.5. Дистанционное обучение
Данный подраздел дополнительной предпрофессиональной программы разработан на
основании положения «Об организации дистанционного обучения учащихся МБУ ДО АР
СШ № 1 в целях осуществления дистанционного обучения.
Дистанционное обучение — способ организации процесса обучения, основанный на
использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта
между учащимися и тренером-преподавателем.
Тренеры-преподаватели организуют образовательную деятельность через следующие
формы:
- индивидуальные и групповые консультации обучающихся (электронная почта, с
помощью смс сообщений, мессенджеры, социальные сети, программы и др.;
- самостоятельная деятельность учащихся в дни проведения учебно-тренировочных
занятий в дистанционном формате может быть оценена тренерами-преподавателями
только в случае достижения обучающимися положительных результатов (если работа
выполнена на неудовлетворительную оценку, то тренер-преподаватель проводит
консультации с целью коррекции знаний и предоставляет аналогичный вариант
работы).
Блоки (задания) учебно-тренировочных занятий
для дистанционного обучения отделения тяжелая атлетика
16
Блок 1 – Разминка
1. Круговые движения головой – по 5 раз в каждую сторону.
2. Круговые движения руками в плечевых суставах с подскоками – по 10 раз. Руки
прямые.
3. Круговые движения руками в плечевых суставах в разные стороны – по 10 раз. Руки
прямые.
4. Круговые движения туловищем в разные стороны – по 10 раз. Выполнять с
максимальной амплитудой.
5. Наклон вперед, руки в стороны – «мельница» - по 10 раз. Касаться руками
разноименной стопы.
6. Наклоны вперед с касанием пола ладонями – 10 раз. Ноги не сгибать.
7. Круговые движения в коленных суставах – 10 раз в каждую сторону. Выполнять с
максимальной амплитудой.
8. Круговые движения в голеностопном суставе и вращения в лучезапястном суставе –
10 раз.
9. Упор лежа – «скалолаз» - по 10 раз каждой ногой.
10. В конце тренировки внести в дневник всю информацию о проделанных заданиях.
Выполнение упражнений согласно видео урокам.
Блок 2 – Беговая подготовка
1. Бег в легком темпе – 10 минут.
2. Бег в легком темпе – 20 минут.
3. Бег в своем темпе – 40 минут.
4. В конце тренировки внести в дневник всю информацию о проделанных заданиях.
Блок 3 – Координационная подготовка
1. Упражнение «бабочка» - 3 серии по 20 раз. Выполнение упражнений согласно видео
уроку.
2. Бег на месте или с перемещением с касанием разноименной рукой стопы - два раза
спереди, два раза сзади – 3 серии по 20 раз. Выполнение упражнений согласно видео
уроку.
3.1. Прыжки на месте - 3 по 20 раз.
и.п.: ноги врозь
а: прыжок – ноги скрестно правая нога впереди
б: прыжок – поворот через левое плечо на 180 градусов – ноги врозь
в: прыжок – ноги скрестно левая нога впереди
г: прыжок – поворот через правое плечо на 180 градусов – ноги врозь.
3.2. Бег на месте, высоко поднимая бедро – 4 раза; бег на месте захлестыванием голени
– 4 раза - повторить 3 серии без остановки – это 1 серия. Выполнить 4 подхода.
4. Прыжки на скакалке на двух ногах – 400 раз. Если скакалки нет – прыжки на двух
ногах – «сноуборд» - 200 раз. Выполнение упражнений согласно видео уроку.
5. Выпад вперед - прыжком смена положения ног, руки двигаются разноименно ногам –
прыжком присед, руки согнуты впереди. В каждом движении контролировать угол в
коленном суставе – 90 градусов. Количество повторений – 3 серии по 10 раз. Выполнение
упражнений согласно видео уроку.
6. Жонглирование теннисными мячами.
17
7. Жонглирование двумя мячами с партнером (можно заменить мячи на мягкие
игрушки). У занимающегося мяч в руках, когда партнер бросает мяч нужно подбросить
свой мяч над собой, а мяч партнера успеть поймать и снова бросить партнеру. Стараться
успеть поймать свой мяч. 3 серии по 20 попыток.
8. Установите два предмета на расстоянии метра между ними. Стоя напротив левого
предмета на левой ноге (правая согнута на весу), касаясь правой рукой предмета,
выполнить прыжок на правую ногу вправо так, чтобы оказаться напротив правого
предмета и левой рукой коснуться его – по 10 раз в каждую сторону 3 серии.
9. Упражнения для развития координации с разметкой и мячом. Каждый раз
контролировать – все шаги приставные, нет скрестных шагов. При передаче мяча двумя
руками снизу контролировать: ноги согнуты в коленных суставах, стопы параллельно,
руки максимально прямые, параллельно полу, кисти опустить вниз. Серия – 1
упражнение: по 5 раз в каждую сторону, 2 упражнение: 10 раз, 3 упражнение: 10 раз, 4
упражнение по 5 раз в каждую сторону. Выполнить 3 серии. Выполнять согласно видео
уроку.
10. В конце тренировки внести в дневник всю информацию о проделанных заданиях.
Выполнение упражнений согласно видео уроку.
Блок 4 – Силовая подготовка
1.1. Отжимания на пальцах – 100 раз. Выполнение упражнений согласно видео уроку.
1.2. Отжимания на пальцах – 200 раз. Выполнение упражнений согласно видео уроку.
2.1. Приседания – 200 раз. Выполнение упражнений согласно видео уроку.
2.2. Приседания – 400 раз. Выполнение упражнений согласно видео уроку.
3.1. Выпады вперед – 3 серии по 20 раз. Угол в коленных суставах 90 градусов.
Выполнение упражнений согласно видео уроку.
3.2. Выпады вперед со сменой положения ног в прыжке – 3 серии по 20 раз. Угол в
коленных суставах 90 градусов. Выполнение упражнений согласно видео уроку.
4. Подтягивания – 3 серии по 20 раз. Выполнение упражнений согласно видео уроку.
5. Пресс – каждое упражнение по 20 раз. Выполнение упражнений согласно видео
уроку.
6. Упражнения для мышц спины – каждое упражнение по 20 раз. Выполнение
упражнений согласно видео уроку.
7. Планка на прямых руках. Опуститься на правое предплечье, на левое предплечье –
планка на согнутых руках. Выпрямить и встать на правую руку, на левую руку – планка на
прямых руках. Количество – 2 серии по 10 начиная опускаться с правой руки, затем 2
серии по 10 начиная с левой руки. Выполнение упражнений согласно видео уроку.
8. Лежа на спине ноги согнуты и на весу, руки вытянуты вперед относительно корпуса.
Отпускать правую руку за голову и левую ногу вниз параллельно полу, тоже повторить
левой рукой и правой ногой. Количество – 3 серии по 20 раз. Выполнение упражнений
согласно видео уроку.
9. Упор, стоя на коленях (стоя на коленях, руки в упоре на полу, носки оттянуты; кисти
расположены под плечами, бедра перпендикулярно полу). Желательно выполнять без
опоры на колени. Поднимать вверх правую руку и левую ногу, до параллели с полом,
затем левую руку и правую ногу. 3 серии по 20 раз.
10. Упор лежа – отжимание, перевернуться по часовой стрелке в упор лежа сзади с
согнутыми ногами. Одновременно поднять правую руку и левую ногу коснуться стопы
18
рукой, также левой рукой коснуться правой ноги. Перевернуться по часовой стрелке в
упор лежа – отжимание. Перевернуться против часовой стрелки в упор лежа сзади с
согнутыми ногами – выполнить аналогично предыдущему. 3 серии по 20 отжиманий.
11. Отжимания от опоры в упоре сзади. Сгибать руки до прямого угла в локтевом
суставе. Количество: 3 серии по 40 раз. Выполнять согласно видео уроку.
12. Связка упражнений:
1. Прыжки с разведением ног и рук – 30 раз.
2. Упор лежа, коснуться правой кистью левого плеча, левой – правого, правой кистью
коснуться левого колена (ногу притянуть к себе), левой – правого – 40 касаний.
3. Упор лежа, прыжком упор сидя – 30 раз.
Выполнить 3 серии. Согласно видео уроку.
13. Связка упражнений со скольжением:
1. Выпады назад со скольжением 20 раз на каждую ногу.
2. Отжимание, упор присев с помощью скольжения – 20 раз.
3. «Скалолаз» с помощью скольжения – 20 раз.
4. Лежа на спине ноги прямые, таз на весу (туловище). С помощью скольжения пятками
притянуть ноги к себе – 20 раз.
Выполнить 3 серии, согласно видео уроку. Можно заниматься на скользкой
поверхности или под ноги положить что-то скользящее по поверхности.
14. В конце тренировки внести в дневник всю информацию о проделанных заданиях.
Блок 5 – Подготовка к сдаче нормативов
1. Прыжок в длину с двух ног с места – 3 серии по 20 раз. Выполнение упражнений
согласно видео уроку.
2. Прыжок в высоту с шага для нападающего удара 3 серии по 20 раз. Контролировать
правильность постановки ног, можно включить имитацию ударного движения рукой.
Выполнение упражнений согласно видео уроку.
3. Челночный бег 5 раз по 6 метров – 6 ускорений. Выполнение упражнений согласно
видео уроку.
4. В конце тренировки внести в дневник всю информацию о проделанных заданиях.
Блок 6 – Антидопинг / Доклады
1. Пройти обучение.
2. Пройти тест. Фотографию сертификата (скриншот) прислать в отчете.
3. Доклад на тему – «Мой Кумир в тяжелой атлетике». Отчет – фотографию доклада в
хорошем качестве или в электронном виде отправить тренеру. Творческий подход
приветствуется.
4. Доклад на тему – «История тяжелой атлетики». Отчет – фотографию доклада в
хорошем качестве или в электронном виде отправить тренеру. Творческий подход
приветствуется.
5. Доклад на тему – «Здоровый образ жизни». Отчет – фотографию доклада, рисунка в
хорошем качестве или в электронном виде отправить тренеру. Творческий подход
приветствуется.
6. Доклад на тему – «Составь Сборную Мира из 7 лучших атлетов». Отчет –
фотографию доклада в хорошем качестве или в электронном виде отправить тренеру.
Творческий подход приветствуется.
19
7. Доклад на тему – «Тяжёлая атлетика как вид спорта. Каким он зародился, через что
прошел и каким он теперь».
8. Доклад на тему – «Новшества в тяжелой атлетике. Видео-просмотр».
9. Доклад на тему – «Почему я люблю тяжелую атлетику».
10. Придумать упражнение для развития координационных качеств, выполнить его и
записать в дневнике правила выполнения. Снять видео или фото отчет.
11. Выполните шпагат поперечный и сфотографируйте наилучший результат. Отразите
в дневнике и в отчете тренеру.
12. Доклад на тему – «Идеальный образ спортсмена. Какой он: умения, черты
характера, сильные и слабые стороны».
13. Доклад – «История выступлений советских, российских мужских и женских
сборных команд по тяжелой атлетике на Олимпийских играх».
14. Доклад: «История великого тренера» на выбор.
15. Доклад: «Подвиг в спорте». Выберите понравившуюся историю из жизни и
опишите.
16. Доклад: «Кем хочешь стать ты и почему».
17. В конце тренировки внести в дневник всю информацию о проделанных заданиях.
Не обязательно писать или печатать – схема, рисунок, презентация.
Блок 7 – Теоретическая подготовка, психологическая подготовка
1. Просмотр соревнований.
2. Изучение правил тяжелой атлетики. Смотреть ссылку. Опишите кратко в дневнике
несколько наиболее запоминающихся правил соревнований или правил связанных с
организацией, проведением, инвентарем.
3. Изучение правил пауэрлифтинг. Изучаем в самостоятельном темпе. Смотреть
ссылку.
4. Изучение теоретических тем. Краткий анализ полученной информации отразить в
спортивном дневнике и отправить тренеру. Смотреть ссылку.
4.1. Анатомия спортсмена: кости и мышцы.
4.2. Питание спортсмена.
4.3. История возникновения Олимпийских игр. Олимпиада и тяжелая атлетика.
4.4. Анатомия спортсмена: сердечнососудистая система. Понятие выносливости.
4.5. Пять физических качеств: скорость, выносливость, гибкость, координация, сила.
Что это и их значимость в жизни и тяжелой атлетике.
4.6. Анатомия спортсмена: взаимосвязь деятельности мозга и наших движений.
Глазомер, периферическое зрение.
5. Идеомоторная тренировка. Внимательное представление себя при выполнении
технических приемов в игровых условиях. Можно выполнять, закрыв глаза.
6. Просмотр соревнований на ваш выбор с участием любых стран. Анализ занести в
дневник: почему именно эти соревнования, что впечатлило в действиях атлетов, тренеров
и т.д.
7. Игра в шахматы – 1 партия.
8. В конце тренировки внести в дневник всю информацию о проделанных заданиях.
20
4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких
морально-волевых
качеств,
патриотизма,
чувства
коллективизма,
дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании
юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая
представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-педагог,
который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством
поведения спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность
воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера
повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и нравственного воспитания.
Дисциплинированность следует воспитывать с первых занятий. Строгое
соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение
указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала
спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие - способность преодолевать
специфические трудности, что достигается систематическим выполнением
тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных
примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте
зависит от трудолюбия. Тем не менее, в работе с детьми необходимо придерживаться
строгой последовательности в увеличении нагрузок. При занятиях с юными
спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание,
основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными
знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного
спортсмена - выражение положительной оценки его действие и поступков.
Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и
коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых
педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.
Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении,
отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказания
разнообразны: замечание, устный выговор, разбор поступка в спортивном коллективе,
отстранение oт занятий, соревнований. Проявление слабоволия, снижение активности
вполне естественны у спортсменов, как естественны и колебание их
работоспособности. В этих случаях большее мобилизационное значение имеют
дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь
иногда, когда слабоволие проявляется спортсменом систематически. Лучшим
средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного
спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его
состояния трудностей.
Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования
личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне нравственно, умственно и физически, здесь возникают и проявляются разнообразные
отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между
21
спортивными коллективами. При решении задач сплочения спортивного коллектива и
воспитания чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенгазет и
спортивных листков, проведение туристических походов, экскурсий, тематических
вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия
для общественно полезной деятельности.
Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятельности педагогатренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления
трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления
используются необычные для спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным
методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач,
решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.
Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными
средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.
При подготовке тяжелоатлета следует знать, что воспитательная работа - это
сложный и многогранный процесс, включающий различные виды воспитания.
Виды воспитания
Политическое: воспитание патриотизма, любви к Родине и верности Отечеству.
Профессионально-спортивное: развитие волевых и физических качеств в тяжелой
атлетике; воспитание эмоционально-волевой устойчивости к неблагоприятным
факторам, способности переносить большие физические и психические нагрузки.
Нравственное: воспитание преданности и любви к Отечеству; развитие чувства
долга, чести, воспитание интернационализма, дружбы к товарищам по команде;
уважение к тренеру; приобщение к истории, традициям тяжелоатлетического спорта.
Правовое: воспитание законопослушности; формирование неприятия нарушений
спортивной дисциплины; развитие потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание спортивного коллектива:
- варианты взаимодействия коллектива и личности спортсмена;
- повышение знаний тренера о коллективе;
- формирование личности спортсмена;
- изучение спортсмена как члена коллектива;
- изучение учебной группы как коллектива;
- изучение среды коллектива (семья, школа, внешкольное учреждение) межличностные отношения в коллективе, деловое взаимодействие, гражданское
взаимодействие;
• управление коллективом - изучение тренером личностных свойств спортсменов,
изучение состояний коллектива, регулирование отношений в коллективе, изучение
общения спортсменов.
22
5. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Медико-биологический контроль связан с получением информации о функциональном
и физическом состоянии спортсмена и воздействии тренировочного процесса на его
организм, состоянии здоровья.
Медико-биологический контроль осуществляется на всех уровнях подготовки
тяжелоатлетов для определения состояния здоровья, профилактики заболеваний,
перенесения тренировочных нагрузок.
Основная цель педагогического и врачебного контроля – всемерное содействие
положительному влиянию спорта на состояние здоровья, физическое развитие и
подготовленность занимающихся. Углубленные медицинские обследования проводятся:
предварительное – при поступлении в спортивную школу и периодические (этапный
контроль).
Особое внимание при врачебном контроле занимающихся обращается на состояние
здоровья и функциональные системы организма.
При контроле состояния здоровья решаются следующие задачи: возможность по
состоянию здоровья начать или продолжить занятия видом спорта (тяжелой атлетикой);
выявление у данного занимающегося в момент обследования противопоказаний к
занятиям тяжелой атлетикой и необходимости коррекции тренировочной или
соревновательной деятельности, а также необходимости медицинской или физической
реабилитации; отвечают ли условия занятий и образ жизни занимающихся (помещение,
одежда, оборудование, питание), учебный режим и условия отдыха основным
гигиеническим нормам и требованиям.
При контроле за функциональным состоянием организма занимающихся решаются
следующие вопросы: отвечают ли их функциональные возможности в настоящее время и
в перспективе требованиям тяжелой атлетики и соответствует ли функциональный
потенциал юного спортсмена планируемым спортивным результатам (выносятся
следующее заключении: «соответствует/не соответствует», «проблематичен», «требует
дальнейших наблюдений»); соответствие уровня функционального состояния организма
модельному на данном этапе спортивной подготовки; соответствуют ли тренировочные и
соревновательные нагрузки возможностям функционального состояния организма юного
спортсмена. Оперативный контроль осуществляется путём педагогических и врачебных
наблюдений на тренировочных занятиях. При этом решаются следующие задачи:
выявление начальных стадий заболеваний (скрытой патологии), проявляющихся только
при
значительных тренировочных
и соревновательных нагрузках; оценка
функционального состояния организма по переносимости нагрузок; оценка гигиенических
условий занятий (характеристика помещений для тренировок, спортивной одежды и
обуви), соответствие методики занятий гигиеническим требованиям (разминка,
восстановительные средства на тренировках, соревнованиях, заключительная часть
тренировочного занятия).
Анализ результатов контроля позволяет сформулировать заключение о прерывании,
прекращении или коррекции учебно-тренировочного процесса, проведение мероприятий
по оздоровлению учебно-тренировочной среды, необходимости медицинской
реабилитации спортсменов.
23
Для участия в соревнованиях по тяжелой атлетике требуется обязательный медосмотр в
начале календарных игр. В соревнованиях новички могут участвовать только после 1-1,5
лет регулярных занятий.
При проведении педагогического контроля и врачебного контроля используются
комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной и технико –
тактической подготовленности учащихся, которые выполняются на основе
стандартизованных тестов.
Восстановительные мероприятия в подготовке
Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств: педагогические,
психические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства являются основными, так как при рациональном построении
тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными.
Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного
тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, и
рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах
тренировочного цикла.
Специальные психологические воздействия: обучение приемам психорегулирующей
тренировки, управление свободным временем учащихся, в снятии эмоционального
напряжения (эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение
восстановительных процессов) и т.д.
Особо важное значение имеет определение психологической совместимости
спортсменов.
Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к
режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное
соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям,
инвентарю.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя
рациональное питание, витаминизацию, физическое средства восстановления.
Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в
физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления
способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В
спортивной практике широко используются различные виды ручного и
инструментального массажа, души, ванны, сауна, локальные физиотерапевтические
воздействия, локальные баровоздействия, электростимуляция и др. В одном сеансе не
следует применять более одной процедуры. Средства общего воздействия (массаж, сауна,
ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю.
Медико-биологические средства назначаются врачом и осуществляются под его
наблюдением.
Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной
работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех
случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем,
дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению
тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.
24
6. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫК ТРЕБОВАНИЯ
В системе подготовки тяжелоатлетов применяются следующие виды контроля:
текущий – контроль во время проведения занятий; этапный – контроль подготовки за
определенный этап, период; углубленный контроль – углубленное обследование после
период или годичного цикла подготовки.
Основными организационными формами контроля тяжелоатлетов являются:
- самоконтроль спортсмена – регистрация спортсменом ЧСС, самочувствия, массы
тела, качества сна, аппетита, оценка состояния после тренировки;
- педагогический контроль используется для определения эффективности технической,
физической, тактической, психологической интегральной подготовки с применением
контрольных упражнений и технических средств.
ТАБЛИЦА 6.1 Контрольно-переводные нормативы
Этапы
Упражнения
Бег 30 м. с высокого старта(с.)
Бег 60 м. с высокого старта (с.)
Прыжок в длину с места (см.)
Кросс 500 м. (мин., с.)
Прыжок в высоту с места (см.)
Подтягивание на перекладине, кол. раз
Рывок классический (собственный вес)
Толчок классический (собственный вес)
ГНП
До года
5,0
8,6
195
1,45
75
5
Результат оценивается по 5-бальной системе
Результат оценивается по 5-бальной системе
25
7. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
7.1. Список литературы для тренеров-преподавателей
1. Воробьев А.Н. Современная тренировка тяжелоатлетов. М.: Физическая культура
и спорт,2009.
2. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. М.: Физическая
культура и спорт. 2009.
3. Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика. Учебник для институтов физической культуры.
- М.: Физическая культура и спорт, 2011.
4. Верхошанский Ю.В. Закономерности процесса становления спортивного
мастерства// Теория и практика физической культуры. 1966.-№11. –С.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.-М.:
Физкультура и спорт, 1970
6. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого
класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №2.
7. Беркут А. Г. Методика подготовки тяжелоатлетов 11-14 лет на основе
использования изокинетических режимов: Дис. канд. пед. наук : 13.00.04 : Краснодар,
2004.
8. Васильев И.Г. О влиянии темповых движений на развитие мышечной силы и
силовой выносливости при тренировке в упражнениях с применением штанги
различного веса. Труды КвиФК, 2009.
9. Дворкин Л.С. Южный тяжелоатлет.-М.: Физкультура и спорт, 1982.
10 . Ипполитов Н.С. Исследования прогностической значимости скоростносиловых
качеств у подростков при отборе занятий тяжелой атлетикой: Автореф. дис. канд. пед.
наук. - Л., 2011.
11. Казаков М.Б. Врачебный контроль в тяжелой атлетике. М Физическая культура
и спорт. - 2009.
12. Грачев О.К. Физическая культура. - М: ИКЦ «МарТ», 2009.
13. 12. Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета. - Москва, Советский спорт,
2006. – 338 с.
14. Лучкин Н.И. Тяжелая атлетика. - М.: Физическая культура и спорт, 2010.
15. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: Учебное
пособие для тренеров. - М.: Физическая культура и спорт, 2010.
16. Построение и содержание тренировочного процесса учащихся спортивной
школы / Сборник научных трудов. Под ред. И.П. Буевской. - М.: ГЦОЛИФК, 2010.
17. Программа развития тяжелой атлетики в Российской Федерации на 2013 – 2020
годы – М., 2013.
18. Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета в двоеборье. - М.: Физическая культура и
спорт, 2011.
19. Фаламеев А.И. Планирование тренировочной нагрузки новичков и разрядников.
Тяжелоатлет. В помощь тренеру. - М.: Физическая культура и спорт, 2009.
20. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П.
Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2013.
26
21. «Тяжелая атлетика: Примерная программа для детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва». - М.:
Физкультура и спорт, 2005.
22. Тяжелая атлетика: Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ
олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2009.
7.2. Список литературы для обучающихся
1. Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание:
Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – М.: Высшая школа,
2008. – С.
2. Лукьянов М.Т., Фаламеев А.И. Тяжелая атлетика для юношей. Уч. пособ. - М.:
Физическая культура и спорт. – 2010.
7.3. Для родителей
1. Васильева В.В. Физиология человека. - М: Физкультура и спорт, 2011. - 319 с.
2. Грошенков С.Е., Возняк С.В. Динамическое наблюдение за развитием
физических качеств у детей и подростков под влиянием занятий спортом. В кн.:
Начальная подготовка юного спортсмена. - М.: Физическая культура и спорт, 2012. –
С. 54-59.
7.4. Перечень Интернет-ресурсов
1. Министерство спорта Российской Федерации – http://www.minsport.gov.ru;
2. Международная Федерация тяжелой атлетики – «http://www.iwf.net» ;
3. Федерация тяжелой атлетики России – «http://www.rfwf.ru» ;
4. ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) – http://www.wada-ama.org;
РУСАДА (Независимая Национальная антидопинговая организация)
http://www.rusada.ru/.
5. powerlifting-gym.ru/video-lessons
6. fizkultura-na5.ru/metodika-trenirovok/razminka.html
–
27